Цветок бананового дерева, 1921
Давид Давидович Бурлюк
Холст, масло
59X48
Частное собрание, Москва
Работа создана во время зимней поездки на теплые японские острова Огасавара. Бурлюку порекомендовали перебраться сюда его друзья-художники. По воспоминанию Давида Давидовича, после холодной Сибири ему хотелось «устроить себе интересный год без снега, без теплой одежды, без забот об отоплении и тому подобных атрибутах зимних севера». Помимо прочего, жизнь на островах была гораздо дешевле, чем в городе.
Захватив с собой всю семью и предварительно закупив необходимые материалы для новых картин, художник отправился на один из островов этого архипелага – Титидзиму. В это время меняется палитра художника, она становится такой же яркой и сочной, как и окружающая экзотическая растительность. Поездка на остров, затерянный в Тихом океане, стала для Бурлюка тем, чем в свое время стало путешествие на Таити для Гогена. Столкновение с нецивилизованной культурой и образ жизни местных жителей напомнили Бурлюку о гогеновской Полинезии. Совершенно лишенные какой-либо скованности, островитяне не стеснялись снимать с себя одежду, оставаясь лишь в «узком поясе на чреслах». Картина «Цветок бананового дерева» — это иллюстрация неизбежного творческого диалога между Бурлюком и французским мастером.