Женский портрет, 1916
Давид Давидович Бурлюк
Холст, масло
92X66.5
Вольский краеведческий музей
Работа экспонировалась на выставке Бубнового валета 1916 года. В пояснении к картине Бурлюк описывает ее так: является «образцом редко выявленной крупно-раковистой поверхности. Молодая женщина – Царица Вильгельмова бала – в руках электрический семиогник-опахало. Голова лишена и волос, и кожи; мертвыми глядят глазницы. Не прообраз ли это западной культуры, приведший к ужаснейшей войне?». Образ смерти представлен художником в виде фигурок пляшущих скелетов, написанных белилами по фактурному фону. Сам фон являет собой пеструю кубофутуристическую мозаику из цветных полос и пигментных напластований.
Потрясения войны вызвали некоторый сбой в творчестве многих художников. Ларионов, Кандинский, Пикассо, Брак на время перестали работать. Из рядов авангарда были вырваны такие личности, как Николай Кульбин, Михаил Ле-Дантю, а также брат художника Владимир Бурлюк. Для многих это было время возврата к традиционному рисунку. В тоже время художники активно использовали элементы предшествующего авангарду направлению – символизма. В картинах снова появляются как образы смерти арлекины, пьеро и скелеты. Но от прежнего рафинированного символизма мастеров «Мира искусств», художников-авангардистов отличает особая экспрессия, которая главным образом выражается в ярком цвете и густо нанесенной краске.