Рабочие - Музей русского импрессионизма
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображение
Межбуквенный интервал
Межстрочный интервал
Шрифт
4 декабря музей закрыт. 
Музей работает по сеансам, рекомендуем приобретать билеты заранее.

Рабочие, 1924

Давид Давидович Бурлюк

Холст, масло
106.7X91.4

Собрание Майи и Анатолия Беккерман, Нью-Йорк

В США Давид Бурлюк приехал с претензией стать «отцом американского футуризма». Стремясь завоевать внимание критиков и зрителей, он создал ряд монументальных полотен, среди которых было произведение «Рабочие».

Картина была посвящена строительству небоскрёбов. На полотне изображено динамичное шествие простых рабочих. Их мощные тела и крупные руки олицетворяют физическую силу и человеческую волю, благодаря которой из земли в небо врастали железобетонные строения. Поддерживают динамику движения фигур лучи электрического света. Отражаясь на мостовой, они разбиваются на множество граней, имитируя визуальный шум большого города.

Небоскребы Манхэттена и люди, работающие на большой высоте без всяких страховок, производили неизгладимое впечатление на Бурлюка. Он видел в этом острую футуристичность и описывал высотные строения так: «Зубы стальных когтей здания, втыкающиеся в землю…». 

Полотно экспонировалось в 1926 году в Филадельфии на выставке, посвященной 150-летию независимости США. Бурлюк с особой гордостью говорил о масштабном произведении и писал, что «картина была второй по размеру среди самых больших полотен выставки».

Картина не была продана, и после выставки Бурлюк снял её с подрамника и, поскольку не имел мастерской, хранил у себя дома в сложенном виде на чердаке. Только в середине 1950-х годов, когда галерист Луис Шапиро заинтересовался творчеством Бурлюка, холст был развернут снова. Из-за неправильного хранения и сырости значительная часть холста и живописного слоя была разрушена безвозвратно. Удалось спасти только центральный фрагмент с лицами рабочих, который и представлен на выставке. В первозданном виде картина осталась только на черно-белых снимках 1920-х годов, опубликованных в журнале “Color and Rhyme” («Цвет и рифма»), который издавала супруга художника Мария Бурлюк. 

Благодаря современным технологиям и искусствоведческому анализу живописного почерка Бурлюка, мы видим реконструкцию полотна в цвете и в его первоначальном формате. Безусловно, если бы картина уцелела, сейчас она входила бы в список самых значимых и знаковых произведений в творческом наследии Бурлюка-художника.

×