Волы, 1908
Давид Давидович Бурлюк
Холст, масло
58X70
Самарский областной художественный музей
Летом 1908 года Давид Бурлюк и Михаил Ларионов отправились в Чернянку Херсонской губернии, где отец Бурлюка управлял имением графа Мордвинова.
Работая вместе на пленэре, молодые художники выбирали такие сюжеты, которые в классической иерархии жанров воспринимались как низкие. Бурлюк с Ларионовым выходили на скотный двор и писали свиней и волов. В этой работе уже нет импрессионизма, здесь художник подходит к освоению фовизма, обрисовывая все предметы яркой линией. «Холсты мои этого времени – белые плоскости, покрытые прекрасным цинковым или меловым казеиновым грунтом, на котором иногда только контуры» - писал художник. До наших дней из этого периода сохранилась только одна работа – «Волы». В этой картине чувствуется связь с Анри Матиссом — с его творчеством Бурлюк познакомился совсем недавно в коллекции Сергея Щукина.
В работах французского художника тоже важна толстая линия, нанесенная полусухой щетинной кистью. Впоследствии этот прием станет опознавательным знаком для всей новой русской живописи. Изображение с толстым контуром яркого цвета казалось условным и напоминало скорее подготовительный эскиз, чем готовую картину. При виде подобной живописи на выставках критика стала говорить о новой тенденции «варваризации», о повороте русского искусства к примитиву. Что по сути является переходным этапом к появлению русского авангарда, когда профессиональные художники стали интересоваться наивным искусством и пытались стилизовать свои картины под лубок и народные вывески.