Каток «Динамо». 1948 год
Петр Петрович Кончаловский
Холст, Масло
62.5X89.5
Зимний вечер в послевоенной Москве: теплые огни окон и бело-голубой лед катка. Сквозь ветки деревьев видны силуэты домов. В сумерках они сливаются в единую живописную сине-фиолетовую тень. Небо еще сохраняет оттенки недавнего заката. Этот хорошо знакомый москвичам уголок навевает ностальгию. Кажется, что художник смотрит на этот каток откуда-то сверху.
Это не первая картина Петра Кончаловского на которой изображен открытый каток, эту тему автор прорабатывал и в раннем творчестве. Но писал, по собственному же признаю, намеренно скупо, «жидко», «все время боялся, как бы нагрузка краской не загубила свежести впечатления».
В нашей работе автор уже не жалел цвета: изысканный колорит, насыщенность, светящиеся краски и невесомые мазки. Пейзаж, признавался Петр Кончаловский, обычно начинался у него с зарисовки, иногда даже с нескольких: «Когда я вижу интересующий меня кусок природы, я вижу уже и всю вещь, вижу и чувствую, как надо „устроить” пейзаж. Просто брать то, что видишь, действовать, как фотограф, я не мог никогда: без построения нет искусства, а есть один голый натурализм, который я считаю заклятым врагом искусства, самой заразительной его болезнью».
* Музыкальная композиция «Каток "Динамо"» из цикла «Прогулки по Музею русского импрессионизма», композитор Дмитрий Курдяндский, 2016 год.