Благовещение (Вторая половина XIX века)
Стекло, масло или гуашь
29X36.5
Подстекольная живопись относится к совершенно особому виду искусства и создается совсем иначе, чем картины на холсте. Это своего рода «живопись наоборот», так как мастер пишет не с лицевой стороны основы, а на ее обороте, начиная с контуров и мелких деталей и заканчивая фоновыми заливками цвета. Художнику предстояло мысленно «разложить» изображение на слои, а затем вновь «собрать» его на прозрачном стекле, что, безусловно, требовало от живописца особого мастерства.
Контуры будущей картины очерчивались с помощью специальных прописей, которые подкладывались под стекло. Мастер наносил рисунок на стеклянную основу тонкой черной линией при помощи гусиного пера. Вслед за первым контуром писали белилами, затем приступали к непосредственно к живописи от темных тонов к светлым.