Сбор пшата - Музей русского импрессионизма
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображение
Межбуквенный интервал
Межстрочный интервал
Шрифт

Музей работает по сеансам, рекомендуем приобретать билеты заранее.

Сбор пшата, 1936

Седрак Аракелян

72.5X99.5

    Национальная галерея Армении, Ереван

Седрак Аракелян родился в селе, в крестьянской семье. Отец отправил его в Тифлис к брату-портному. Там самодеятельные рисунки Седрака как-то заметил художник Генрик Гриневский и помог ему поступить в Художественную школу. После нескольких лет учебы Аракелян, по совету своего преподавателя Егише Тадевосяна, с двадцатью пятью благотворительными рублями в кармане уехал в Москву и поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь он учился у Константина Коровина и Абрама Архипова. В летние месяцы Аракелян путешествовал по Армении, писал местные пейзажи, часто изображая мистические ночные виды. По окончании училища Аракелян получил право на учебную поездку по Европе, которая не состоялась из-за войны и революции. Художник вернулся в Армению, с которой оказалась связана вся его дальнейшая жизнь.

На родине Аракелян вдохновлялся видами Севана и Еревана с окрестностями, в ту пору, когда по улицам города еще расхаживали верблюды. Аракеляну было суждено стать одним из первых армянских мастеров урбанистического пейзажа. Художник много работал на пленэре; писал быстро, стараясь безошибочно запечатлеть изменения освещения и свое настроение. В его полотнах заметен интерес к восточному колориту, ориентальным мотивам и орнаментам. Помимо импрессионизма и фовизма в определенные периоды творчества Аракелян использовал принципы символизма, конструктивизма и даже кубизма.

Уже во время главенства соцреализма в искусстве Аракеляну приходилось писать «на заданную тему» — про сельскохозяйственные и промышленные успехи республики. Но ему удавалось деликатно «растворять» подробности трудовой советской жизни в колористически тонких пейзажах. Переливы севанской волны и облака над озером, мшистые скалы и утренние туманы, шумный водопад и влажные сумерки, пшатовое дерево — излюбленные мотивы художника. Картина сбора сладких плодов с тяжелых упругих серебристых веток пшата поражает энергией ударов кисти, свежестью красок. Жанровый сюжет оборачивается фейерверком цвета и света, прославляя солнце и природное богатство Армении.

×