Портрет артистки Елены Баронкиной - Музей русского импрессионизма
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображение
Межбуквенный интервал
Межстрочный интервал
Шрифт
Музей работает по сеансам, рекомендуем приобретать билеты заранее.

Портрет артистки Елены Баронкиной, 1935

Степан Агаджанян

Холст, масло
50.5X71.5

    Национальная галерея Армении, Ереван

Степан Агаджанян, родившийся в многодетной семье портного, с ранних лет проявлял страсть к рисованию. Родственники не одобряли тяги Степана к искусству и прочили ему карьеру финансиста. Однако оказавшись в Марселе, куда Агаджаняна отправили на заработки, он поступил в местную художественную студию, а затем продолжил обучение в знаменитой Академии Жюлиана в Париже. Он прекрасно освоил уроки живописцев-реалистов. Сдержанность колорита французской академической живописи, которую перенял Агаджанян, только в позднем творчестве сменилась светлой и яркой палитрой. 

О жизни в Париже художник рассказывал мало, хотя был знаком со многими французскими мастерами того времени. Особенно охотно он обсуждал проблемы искусства с Ренуаром, прогуливаясь с ним в окрестностях Булонского леса. 

По возвращении в родной город Шуши он энергично работал, писал пейзажи и психологические портреты. Агаджанян надеялся вернуться в Париж, но почти на двадцать лет связал свою жизнь с Ростовом-на-Дону, где преподавал рисунок и живопись. Всегда требовательный к себе и коллегам, он твердил: «Нельзя изменять искусству, нужно себя целиком посвятить ему, иначе искусство найдет способ отомстить и опозорить».

В 1921 году Степан Агаджанян переехал в Ереван. В Армении палитра художника изменилась, приобретя более яркие и свежие цвета. Манера живописца стала более свободной и выразительной. 

Яркий пример тому — портрет артистки Елены Баронкиной 1935 года. Этой эффектной меццо-сопрано композиторы посвящали свои произведения, а живописец Ваграм Гайфеджян написал её в образе Кармен. В портрете Баронкиной Агаджанян уходит от прежней мрачной палитры, выбирая тонкие, перламутровые оттенки. Писательница Мариэтта Шагинян отмечала высокое мастерство художника. Она говорила: «В наше время (по смерти Серова), почти не насчитывающее хороших портретистов, [Агаджанян] представляет собою отрадное и редкостное явление». 

×