Художники - Музей русского импрессионизма
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображение
Межбуквенный интервал
Межстрочный интервал
Шрифт

Уважаемые посетители, музей работает по сеансам. Билеты рекомендуем приобретать заранее.

 
Коллекция

Александр Михайлович Герасимов

12.08.1881 - 23.07.1963

Как непредсказуема жизнь! Знал ли юный Александр Герасимов, ученик Константина Коровина, что наступит тот час, когда он отречется от своего учителя и станет ярым противником импрессионизма: «Советской живописи не нужны «французские духи»!»

Но в студенческие годы Александр Герасимов смело заимствует у педагогов по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества и свободный мазок, и широкую манеру письма, проявляет большой интерес к французскому импрессионизму. Константин Коровин хвалит своего ученика. А чтобы продлить его курс обучения в своей мастерской, даже рекомендует Герасимову поступить еще и на архитектурную специальность. И художник прислушивается к совету.

Александр Герасимов родился в полукрестьянской-полукупеческой семье. Его отец занимался торговлей лошадьми. Но дела шли не очень хорошо. Мать воспитывала сына в старых традициях. В семилетнем возрасте мальчика отдали учиться в церковноприходскую школу. А спустя три года он экстерном сдал экзамены в Козловское уездное училище. В 1903 году Александр Герасимов отправляется в Москву и поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества.

Жизнь в большом городе открывает перед юношей множество возможностей. Он усердно занимается, читает, знакомится с интересными людьми. Другом Герасимова становится известный писатель и журналист Владимир Гиляровский. Едва Герасимов оканчивает обучение, как его тут же призывают в армию.

1915 год, в разгаре Первая мировая. Художник служит нестроевым солдатом в санитарном поезде на южном фронте. После революции и демобилизации он возвращается в родной Козлов и устраивается в местный драматический театр. Как и его учитель, Константин Коровин, Герасимов занимается оформлением спектаклей. После семи лет на малой родине Герасимова снова тянет в Москву. Он навсегда покидает Козлов. Картины, отражающие подвиги командиров Красной Армии, портреты Владимира Ленина, Иосифа Сталина, Ивана Мичурина превращают Герасимова в главного деятеля Академии Художеств.

Заграничные поездки, персональные выставки, звание народного художника СССР и, наконец, пост президента Академии – Гарасимов стремительно идет вверх по карьерной лестнице, становится «воинствующим художником-реалистом», который берет курс на борьбу с «вольнодумством» и «эстетствующими формалистами», теми, что преклоняются перед «загнивающим» искусством буржуазного Запада.

Хрущевская оттепель оборачивается для Герасимова настоящей трагедией, он теряет руководящий пост в Академии художеств, а вместе с ним и свое привилегированное положение.

Покинутый всеми, стареющий живописец только и может, что горестно восклицать:

«Все клянут меня. Редко кто заходит… А сколько я сделал добра художникам! Еще вспомнят они Александра Герасимова!»

×