Художники - Музей русского импрессионизма
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображение
Межбуквенный интервал
Межстрочный интервал
Шрифт

Музей работает по сеансам, рекомендуем приобретать билеты заранее.

Коллекция

Александр Михайлович Герасимов

12.08.1881 - 23.07.1963

Как непредсказуема жизнь! Знал ли юный Александр Герасимов, ученик Константина Коровина, что наступит тот час, когда он отречется от своего учителя и станет ярым противником импрессионизма: «Советской живописи не нужны «французские духи»!»

Но в студенческие годы Александр Герасимов смело заимствует у педагогов по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества и свободный мазок, и широкую манеру письма, проявляет большой интерес к французскому импрессионизму. Константин Коровин хвалит своего ученика. А чтобы продлить его курс обучения в своей мастерской, даже рекомендует Герасимову поступить еще и на архитектурную специальность. И художник прислушивается к совету.

Александр Герасимов родился в полукрестьянской-полукупеческой семье. Его отец занимался торговлей лошадьми. Но дела шли не очень хорошо. Мать воспитывала сына в старых традициях. В семилетнем возрасте мальчика отдали учиться в церковноприходскую школу. А спустя три года он экстерном сдал экзамены в Козловское уездное училище. В 1903 году Александр Герасимов отправляется в Москву и поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества.

Жизнь в большом городе открывает перед юношей множество возможностей. Он усердно занимается, читает, знакомится с интересными людьми. Другом Герасимова становится известный писатель и журналист Владимир Гиляровский. Едва Герасимов оканчивает обучение, как его тут же призывают в армию.

1915 год, в разгаре Первая мировая. Художник служит нестроевым солдатом в санитарном поезде на южном фронте. После революции и демобилизации он возвращается в родной Козлов и устраивается в местный драматический театр. Как и его учитель, Константин Коровин, Герасимов занимается оформлением спектаклей. После семи лет на малой родине Герасимова снова тянет в Москву. Он навсегда покидает Козлов. Картины, отражающие подвиги командиров Красной Армии, портреты Владимира Ленина, Иосифа Сталина, Ивана Мичурина превращают Герасимова в главного деятеля Академии Художеств.

Заграничные поездки, персональные выставки, звание народного художника СССР и, наконец, пост президента Академии – Гарасимов стремительно идет вверх по карьерной лестнице, становится «воинствующим художником-реалистом», который берет курс на борьбу с «вольнодумством» и «эстетствующими формалистами», теми, что преклоняются перед «загнивающим» искусством буржуазного Запада.

Хрущевская оттепель оборачивается для Герасимова настоящей трагедией, он теряет руководящий пост в Академии художеств, а вместе с ним и свое привилегированное положение.

Покинутый всеми, стареющий живописец только и может, что горестно восклицать:

«Все клянут меня. Редко кто заходит… А сколько я сделал добра художникам! Еще вспомнят они Александра Герасимова!»

×