Художники - Музей русского импрессионизма
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображение
Межбуквенный интервал
Межстрочный интервал
Шрифт

Уважаемые посетители, музей работает по сеансам. Билеты рекомендуем приобретать заранее.

 
Коллекция

Павел Петрович Беньков

08.12.1879 - 16.01.1949

Впервые оказавшись в Бухаре в 1928 году, Павел Петрович сразу же был захвачен красотой и своеобразием этого старинного среднеазиатского города. Новые темы, свет и краски Востока требовали нового художественного воплощения. Заметно меняется живописный почерк Бенькова, ярче проявляются импрессионистические интонации. Он отказывается от предварительных этюдов и сразу пишет с натуры на больших, метровых холстах. Пишет широко, свободно, живописные решения становятся декоративнее, палитра — светлее, богаче, насыщеннее. В Бухаре Беньков работает над несколькими картинами одновременно в разных местах и разном освещении: утром, днем и вечером.

Хаузы — городские водоемы с питьевой водой — художник запечатлел на нескольких полотнах. У центрального бухарского Ляби-хауза Беньков подолгу наблюдал за тем, как водоносы набирали воду в кожаные бурдюки и разносили ее по домам. Это была уходящая натура: в 1920-е–1930-е годы хаузы считались источниками инфекции и осушались.

Беньков внимательно всматривается в окружавшие его народные типы. В силу мусульманских традиций, еще не изжитых с приходом советской власти, позировать соглашались весьма неохотно. В 1930 году Беньков едет в Хиву, где создает несколько картин, посвященных пряхам. Наблюдая за работой хивинок, одетых в яркие, но со вкусом подобранные по цвету наряды, художник вспоминал виденных им в Испании «Прях» Веласкеса.

В 1930 году в Самарканде открыли художественный техникум, куда Павел Петрович поступает на работу преподавателем живописи. В 1931 году он покупает небольшой дом на окраине, отныне связав свою жизнь с городом, который он с такой любовью изображал в своих произведениях.

С этого момента Беньков часто пишет картины на темы, традиционные для социалистического реализма: дружба русских и узбеков, большие советские стройки, портреты героев труда. Один из лучших образов, созданных в это время, — «Портрет колхозника-ударника», 1940. Он необычайно импрессионистичен: художник тонко передает богатство и игру рефлексов на белых одеждах южанина, умело сочетает широкую манеру письма с подробной детализацией лица и рук.

1940-е годы — последний яркий, интенсивный по чувству и отношению к жизни период творчества Бенькова. В портретах и жанровых композициях этих лет человеческий образ становится глубже и многомернее. Стареющий художник чаще выбирает пожилых моделей («Старик со свитком в руке», 1940–1945). Пейзажи 1940-х полны ясной гармонии, тишины и элегического покоя. Страсть и темперамент бухарского периода сменились мудрым, быть может, прощальным взглядом на мир, который он так любил. В изображении природы главными становятся два мотива — весна и осень, расцвет и угасание.

В последние годы больному художнику становилось все труднее выходить за пределы собственного дома с садиком и оплетенной виноградом верандой. Тенистые дворики стали главными мотивами беньковских полотен, однако сюжетная и композиционная близость этих картин не делает их однообразными.

Художник умер на 70-м году жизни после продолжительной болезни. В Самарканде его запомнили как местную легенду: грузный «барин» с тросточкой, который разъезжал по городу в тарантасе и покупал на свои деньги холсты студентам.

×