Портрет Жюстины, жены художника, 1903
Егише Тадевосян
141.5X87.5
Национальная галерея Армении, Ереван
«Всей своей сутью он был сыном своей Родины», - говорил о Егише Тадевосяне художник Ерванд Кочар. Все детство Тадевосяна прошло в окружении замечательных памятников армянской культуры. Он говорил на чистейшем армянском, был влюблен в армянскую книжную миниатюру, архитектуру и музыку. Дома у художника была фисгармонь, на которой он наигрывал песни Комитáса и собственного сочинения.
Егише Тадевосян получил художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Там его главным учителем и близким другом стал Василий Поленов. Именно в поездках с Поленовым в 1899 году по Палестине, Сирии, Египту и Греции раскрылось мастерство Тадевосяна-пейзажиста. Некоторые этюды он писал прямо с палубы парохода.
На обратном пути Егише Тадевосян впервые оказался в Западной Европе, о которой так много слышал из рассказов московских коллег. Уже будучи преподавателем, художник часто отправлялся в Европу на летние каникулы – смотреть искусство старых мастеров. Познакомившись с импрессионизмом, Тадевосян не сразу осознал его значение, но все же постепенно проникся им.
Взгляните на его пейзажи: как тонко художник чувствовал природу, как легко и свободно ему удавалось передать ее трепетное дыхание. Восприняв открытия импрессионистов, Тадевосян выработал собственную живописную манеру, с на редкость богатой красочной палитрой. Обратите внимание на женские портреты: на них художник изобразил свою жену Жюстину. Швейцарка по происхождению, она была воспитательницей детей в доме у Поленовых, там её и встретил Егише Тадевосян. На портрете из собрания Национальной галереи Армении Жюстина читает книгу в саду полулежа на зеленой лужайке. Подобные идиллические сцены писал Клод Моне, любуясь красотой и непринужденной грацией своей супруги Камиллы.
Смелость исполнения, колористические искания Егише Тадевосяна открыли армянской живописи новые выразительные средства и ощущение творческой свободы.