La Belle Otero: кем была «Испанская танцовщица» Сергея Виноградова?
12 июля 2017
Притягательная испанка в соломенной шляпе, в шали, украшенной крупными цветами, — этой яркой, запоминающейся героине эскиза к картине «Испанская танцовщица» Сергея Виноградова никак не удается затеряться в коллекции работ, представленной на нашей новой выставке «Увлечения. Личная коллекция Владимира Спивакова».
Сергей Виноградов. Испанская танцовщица (Отеро)
И неслучайно: художник изобразил легенду своего времени — это знаменитая французская актриса, певица, модель и танцовщица испанского происхождения, ставшая настоящим символом Belle Époque, Каролина Отеро, которая была известна просто как «Прекрасная Отеро» (La Belle Otero). Во французской столице ей дали еще одно лестное прозвище — «Королева Парижа».
Эскиз к портрету «Испанская танцовщица (Отеро)»
Ее прославил артистический талант, но еще большую популярность Каролине приносили ее романы с особами из европейских монарших домов. Считается, что среди поклонников Прекрасной Отеро были кайзер Вильгельм, Леопольд Бельгийский, Альберт Монакский, а еще — русский император Николай II.
Каролина Отеро не раз оказывалась в России на гастролях. В 1893 году она выступала в московском театре Омона, а через пять лет в Петербурге ее танец был снят на кинопленку оператором Феликсом Мегишем, сотрудником братьев Люмьер, демонстрировавшим их фильмы Николаю II. В том же 1898 году, решив принести дань восхищения этой удивительной женщине, один из самых известных портретов эффектной танцовщицы написал Михаил Врубель (Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск). А в наряде с соломенной шляпкой, очень похожем на тот, в котором Прекрасная Отеро плясала на записи Мегиша, ее изобразил Сергей Виноградов. Художник встречал Каролину Отеро в Монте-Карло, где та невозмутимо проигрывала целые состояния в казино.
«В своем искусстве каскадной танцовщицы Отеро была талантлива, ярка, оригинальна, в красивейших костюмах, стройная, очень высокая, с волнующимися руками. Длинные точеные ноги в ином танце как-то стремительно наступали на зал, и, казалось, вот-вот она очутится со сцены в рядах кресел. Она пользовалась очень находчиво освещением…», — так отзывался художник об Отеро в своих воспоминаниях.