Книга «Юрий Пименов. Непридуманные истории»
11 января 2022
Представляем книгу «Юрий Пименов. Непридуманные истории» — сборник документальной прозы, в который вошли автобиография мастера, письмо писателя и телеведущего Ираклия Андроникова, мемуары Татьяны Пименовой и художника Юлия Вечерского. Впервые в авторской редакции издаются воспоминания режиссера и коллеги Юрия Пименова по работе в театре Марии Кнебель. Книга выпущена при содействии Фонда поддержки культуры и искусства «Прокультуру» и издательства «Кучково поле Музеон».
Приобрести книгу можно онлайн или в нашем сувенирном магазине на -1 этаже.
Издание продолжает специальную серию исследовательских монографий и воспоминаний, в рамках которой музей уже выпустил книгу Ирины Обуховой-Зелиньской «Юрий Анненков. Портреты сквозь время» и готовит мемуары Леонида Пастернака «Записи разных лет».
Собранные в одной книге воспоминания, письма и заметки рассказывают о жизни и профессиональном пути мастера. Почему в творчестве Пименова нечасто можно встретить мужские портреты? О чем говорили в мастерской художника во ВГИКе? Кому пришлась не по вкусу «Новая Москва 1960 года»? Какие подарки мастер дарил жене — своей любимой модели и музе? Эти и многие другие истории составляют портрет Юрия Пименова — художника, мужа, отца, друга, коллеги и преподавателя.
В основу издания «Непридуманные истории» легли воспоминания дочери художника Татьяны Пименовой, рассказывающей о ближайшем семейном круге, муках творчества мастера, жизни на Масловке и переосмыслении работ. Отдельным сюжетом оказывается покупка в подарок жене Наталье туалетного столика лимонного дерева после продажи картины «Актриса» Третьяковской галерее. Пименов — «вечный романтик и лирик», любивший окружать супругу красивыми вещами, — часто писал ее: «Во многих отцовских работах, совсем не связанных с изображением именно мамы, угадываются ее фигура, ее руки, поворот головы, ее вещи, что-то напоминающее о ней. В “Новой Москве” — это ее затылок, хотя ни машины, ни прав у мамы тогда не было. В “Актрисе” — ее руки, кусочек ее лица, в “Капители” — ее фигура». Пишет Татьяна Георгиевна и об оригинальном цикле «Античные мотивы», практически целиком оказавшемся в частных собраниях.
В книге впервые опубликованы воспоминания театрального режиссера Марии Кнебель, многие фрагменты которых не были изданы в советское время. «В каждой картине Пименова таится маленькая новелла. Его картины хочется инсценировать», — пишет Кнебель. Как и у Чехова, у Пименова человек оказывается окружен «обыкновенными вещами, теми, без которых не обойтись: телефоны, зонты, перчатки, цветы, мохнатое полотенце, тазы, обувь, ботики». Рассказывает Кнебель и о конфликтном случае: в Театре Советской Армии Пименов оформлял посвященный цирку спектакль. «Замечательна была афиша спектакля — на сером прекрасном коне юная танцовщица. Принес начальнику театра при мне. Антонов, так звали начальника, был “сконфужен” — это именно правильное слово. Он помолчал и сказал: “Серая кобыла — это хорошо, а почти голая балерина для Театра Советской Армии — плохо”. Пименову, которому в высокой степени было свойственно чувство юмора, помолчал и потом очень серьезно сказал: “Если вам нравится кобыла, я могу нарисовать на ней генерала, но это вряд ли подойдет к теме пьесы”. Антонов зашатался, а потом сказал: “Уйдите, пожалуйста, из кабинета — я очень занят”».
Представленные в книге фрагменты из автобиографии мастера 1951 года рассказывают об учебе Юрия Пименова во Вхутемасе у Сергея Малютина и Михаила Шемякина, Вадима Фалилеева и Владимира Фаворского. «Дома, — признается художник, — я рисовал пейзажи и срисовывал с открыток Серова, Сомова. Но тут это оказалось явно неподходящим». Пишет Пименов и о «группе трех» (Гончаров, Дейнека, Пименов) и обществе ОСТ: «Футбол, бокс, заводская архитектура, подъемные краны — все новейшее, наисовременное было страстью моей и многих моих товарищей».
Оформление издания «Юрий Пименов. Непридуманные истории», выполненное Даниилом Бондаренко, отсылает к книгам, подготовленным к печати самим Пименовым в 1960-е — текстовая часть сопровождается набросками художника, многие из которых публикуются впервые. Цветная вклейка — «Альбом» — поможет широкому читателю создать представление об основных направлениях работы мастера в живописи и графике, театре и кино, книжном дизайне и скульптуре.
Издатели выражают благодарность Татьяне и Михаилу Пименовым, а также музеям и галереям за предоставленные изображения: Государственной Третьяковской галерее, Государственному Русскому музею, Государственному центральному театральному музею имени А. А. Бахрушина, Москва, Киевской картинной галерее, Музею изобразительных искусств Комсомольска-на-Амуре, Национальному музею Таджикистана, Пермской государственной художественной галерее.
Издательство: Кучково поле Музеон
Редактор: Анна Петрова
Корректор: Наталия Яшина
Дизайн-макет: Даниил Бондаренко