Игорь Грабарь
30 мая - 19 сентября
Музей русского импрессионизма запускает специальный проект «Русский импрессионизм из региональных музеев», призванный расширить представление об импрессионизме в русском искусстве и рассказать о российских музеях и их собраниях.
Импрессионизм в русском искусстве рубежа XIX-XX веков – явление до сих не изученное. Круг художников, кто использовал импрессионистические приемы в своем творчестве очень широк. Многие русские живописцы увлекались импрессионизмом лишь в краткие периоды своего творчества. Одни – в ранний период, как Михаил Ларионов, Давид Бурлюк, Наталья Гончарова. Другие открыли для себя импрессионистические эффекты, лишь когда их жизненный путь уже перевалил за вторую половину, как, например, Абрам Архипов, долго придерживавшийся принципов сдержанной живописи последователей критического реализма. Иные, как Николай Богданов-Бельский, в промежутках между «своей работой» над салонно-академическими портретами находили творческое отдохновения, создавая произведения, насыщенные светом и солнцем.
Проект стартует презентацией картины «Весенний ветер» 1905 года кисти одного из самых известных русских художников, искусствоведа, основоположника реставрации как науки в России – Игоря Грабаря. Картина предоставлена на временное экспонирование Пермской государственной картинной галереей, где она находится в постоянной экспозиции, как ценнейшая работа в коллекции. Интерьер этой картины написан художником в расцвет его живописного творчества. К этому времени уже создана всем известная «Февральская лазурь» 1904 года.
По возвращении из Европы в Россию, в 1900-е годы, Игорь Грабарь становится в авангарде распространения идей импрессионизма и пуантилизма в живописи. Разочаровавшись в учебном процессе и недоучившись в Академии художеств и Санкт-Петербургском университете, он надолго уезжал за границу. Сначала в Мюнхен, где занимался в школе Антона Ашбе, изучал классическое художественное наследие и французский импрессионизм. По мемуарам мы знаем, что, впервые увидев импрессионистов в Люксембургском музее в Париже, Грабарь испытал впечатление «раздавливающее, безоговорочно покоряющее». Он признавался: «…и только тогда я понял, что Мане и Ренуар могут быть смело поставлены вровень с великими мастерами цвета, которыми мы только что восхищались в Венеции и если в чем-то они им уступают, то в другом они их превосходят».
Картина «Весенний ветер» Игоря Грабаря значится в числе первых фондовых поступлений Пермской картинной галереи. Из более чем 51 000 экспонатов инвентаризирована за номером Ж-398 и хранится в музее уже несколько десятилетий.