Дачницы, 1915
Елена Андреевна Киселёва
Холст, масло
100X108
ВОХМ им. И.Н. Крамского
Данная работа была исполнена в 1915 году в знаменитом имении «Пенаты» Ильи Репина. Елена Андреевна представила камерную сцену: на скамейке в парке, в окружении цветущих гортензий, беседуют две дамы. Моделями для картины, которая исполнена на стыке жанров портрета и натюрморта, стали сестра и невестка художницы Мария Комиссарова и Берта Киселева. Голубые тени, ярко-красные цветы, травянистая и нефритовая зелень перекликаются с тонами одежды натурщиц, в фигурах которых также есть кипенно-белые пятна, приковывающие взгляд в этом пиршестве красок, напоминающем флорентийскую мозаику. Плоскость картины-панно «прорывает» лишь солнечное пятно в конце уходящей вдаль дорожки.
Очевидно, что художнице нравилось писать женские портреты. Недаром живописные задачи всегда для нее были важнее психологизма. Её женские образы отличаются недосказанностью и таинственностью, которые позволяют зрителю строить собственные предположения относительно характера моделей. При этом Елена Киселёва обладала важной для художника способностью – умением улавливать черты времени, что позволило создать целую галерею любопытных образов Серебряного века.