Автопортрет с зелёной вазой, 1910
Елена Андреевна Киселёва
Холст, масло
35X49
ВОХМ им. И.Н. Крамского
В одном из немногочисленных сохранившихся автопортретов Елена Киселёва запечатлела себя в интерьере своей парижской мастерской на фоне орнаментального ковра. Глазурованная зеленая ваза округлой формы – атрибут, который дополняет композицию данной работы, будет встречаться и впоследствии, например, в работе Натурщица с зелёной вазой, написанной в том же 1910 году. Киселёва создала задумчивый и печальный отстраненный образ. Глаза обращены к зрителю, однако, «невидящий» взгляд устремлен внутрь. В данном произведении Елену Киселёву явно увлекла сложная и интересная задача, связанная с передачей различных фактур. Лакированная поверхность зеленой вазы, тяжелые фактурные драпировки фона. Сложный колорит построен на сочетании дополнительных цветов: огненно-красного и холодного зеленого.
«22 апреля 1910 года, Париж» — отметила черенком кисти по свежей краске дату завершения автопортрета Елена Киселёва. Изящное оплечное изображение молодой женщины в высоком белом воротничке на фоне цветистого восточного ковра напоминает о старинном голландском жанре «трони» — камерных живописных «головок». Самые известные образцы «трони» создал Ян Вермеер, автор знаменитой «Девушки с жемчужной серёжкой».
Со своего портрета Елена Киселёва смотрит прямо на зрителя, однако, написанный при помощи зеркала, автопортрет фиксирует вдумчивый взгляд художницы на саму себя. Белый воротник акцентирует наше внимание на её лице, как и у моделей Вермеера, лишь частично подсвеченном сбоку. В живописи лица — множество оттенков, наслаивающихся на теплый тон картона-основы. Смягчённые, «расфокусированные» контуры цветовых пятен, контрастные цветовые рефлексы, отсутствие чёрного цвета и возникающий на границах предметов синий контур сближают Киселёву не только с великим мастеромиллюзорности — Вермеером, но и с импрессионистами, широко использовавших особенности оптической системы человеческого глаза в своём творчестве.