
Портрет Фёдора Шаляпина в роли Демона в опере «Демон» Антона Рубинштейна, 1906
Александр Яковлевич Головин
Холст, темпера, пастель, уголь
230X160
Александр Головин впервые узнал о Фёдоре Шаляпине от Исаака Левитана, который восторгался певцом. В своих воспоминаниях Головин записал: «Левитан был взволнован по-настоящему, и, зная его тонкое артистическое чутье, я понял, что в театре появился действительно какой-то чародей». Позже Головин создал цикл портретов Шаляпина в различных ролях — Мефистофеля, Демона, Фарлафа и Бориса Годунова. Два из них представлены на выставке.
Головин работал над портретами Шаляпина в декорационной мастерской Мариинского театра, часто по ночам после выступлений певца Художник рассказывал: «Здесь у меня не раз позировал Шаляпин. Придет часа в 3 ночи и простоит до 7-8 часов утра. Удивительно умеет позировать! Редкая выносливость, поразительное терпение. Стоит, как вылитый, по нескольку часов. Я писал его в роли Олоферна, Демона и Мефистофеля с поднятой рукой. Трудная была поза».
Головин запечатлел удивительное разнообразие образов, созданных певцом. О шаляпинской трактовке Демона он говорил: «Прежде его изображали усталым, томящимся, разочарованным. Шаляпин показал не только тоску и разочарование, но и страшную муку, отчаяние». Впервые артист появился в этой роли в 1904 году на сцене Большого театра в Москве, а спустя год — в Мариинском театре.