Автопортрет, 1910-е
Владимир Татлин
Холст, масло
106X88.8
Живописных работ Владимира Татлина, одного из «столпов» конструктивизма, автора знаменитой спиральной Башни Памятника III Интернационалу, сохранилось не так много. Среди его холстов преобладают натюрморты или пейзажи, а также решенные в плоскостном, «подкубленном» ключе портреты и ню.
Владимир Татлин родился в Москве, учился в Харькове и Пензе, а в Московском училище живописи, ваяния и зодчества посещал мастерскую Валентина Серова и Константина Коровина. Татлин стал единственным из русских художников, допущенных в парижскую мастерскую Пикассо — по легенде, идею своих знаменитых контррельефов русский конструктивист вынес именно из этой студии.
В Москве же бедный студент и бывший юнга, ходивший из Одессы на корабле в Турцию и Болгарию, подрабатывал у иконописцев. В Пензе на Татлина большое влияние имел его педагог Алексей Афанасьев, сам писавший фрески. Он давал ученику для копирования собственные натурные зарисовки с настенных росписей храмов Старой Ладоги и Пскова. Традиция древнерусской живописи находит отражение в пластической манере Татлина. Николай Пунин напишет об этом: «...влияние русской иконы на Татлина неизмеримо больше, чем влияние на него Сезанна и Пикассо». Так, лица и фигуры татлинских моделей оказываются оконтурены «иконописными» сферическими линиями, к иконам же отсылают красный и охристый тона его работ.