Эскиз декорации к спектаклю «Гимн Рождеству» по рассказу Ч. Диккенса, режиссер Ф. Ф. Комиссаржевский. Театр им. В. Ф. Комиссаржевской, 1914
Юрий Павлович Анненков
Эскиз декорации. Бумага, тушь пером, акварель, белила, графитный карандаш
29.3X39.2
Интересным примером является сценография спектакля «Гимн Рождеству», где Анненков разделяет пространство сцены на планы, предназначенные и визуально соответствующие характерам основных персонажей. Так, в сцене «Контора Скруджа» устроены два плана сцены, имеющие разное оформление, дополненное разными источниками света – зажженной лампой и светом зимнего дня за окном. Впереди, на авансцене, художник разместил огромную конторку, неприступную как скала, – символ бюрократического величия мистера Скруджа – скупца, педанта, лишенного сострадания и человечности. В глубине сцены представлен мир его молодого веселого племянника – лирический и мягкий, освещенный естественным дневным светом. Таким образом декорация Анненкова имела собственную драматургию. Два плана сцены вели диалог даже в отсутствии актеров. Художник средствами декорации обострял конфликт рождественской истории Диккенса.
В следующей картине три плана: справа у авансцены изразцовый сине-желтый камин с придвинутым к нему креслом, посредине сцены стол с чайной посудой, слева в глубине полуприкрытый шторой альков. Казалось бы, обыкновенная жилая комната в английском доме, но рядом с альковом Анненков снимает стену. В проеме раскрывается третий план, старая добрая Англия предстает перед нами: заснеженные холмы, домики, церковь, голые стволы деревьев, снег желтеет в лучах заходящего солнца. Пространство комнаты эффектно расширяется пейзажем. Этот экспрессионистский прием Юрий Анненков будет использовать впоследствии в графике и портретах, создавая тем самым симультанную композицию, соединяющую разные смысловые элементы.