Портрет ударника, 1940
Павел Петрович Беньков
Холст, масло
120X100
Собрание Государственного музея Востока
В 1930 году Павел Беньков окончательно перебирается в Самарканд. Начало 1930-х годов в Самарканде было ознаменовано бойким строительством социалистического государства. Одновременно с этим процессом активизировалась и художественная жизнь узбекской республики. Роль одного из лидеров самаркандских живописцев взял на себя Павел Беньков. Довольно быстро он устроится преподавателем в Самаркандское художественное училище, обзаведется мастерской, наладит домашний быт и станет совершенным самаркандцем.
Роль искусства в общественной жизни страны повышалась. Перед художниками была поставлена задача отразить новый социалистический быт, образ советского трудящегося человека, строителя новой жизни.
В белой чалме, седобородый, с живыми и умными глазами, пожилой колхозник изображён в момент, когда он, закончив свою работу, привычным движением закидывает тяжелый кетмень на плечо. Фигура ударника больше натуральной величины, что придает образу весомость и монументальность.