
Девушка-хивинка, 1931
Павел Петрович Беньков
Холст, масло
128X132.5
Собрание Государственной Третьяковской галереи
Еще во время поездки в Бухару Беньков часто слышал от археологов о Хиве, древнем городе, где, как говорили рассказчики, хорошо сохранились своеобразные формы народного быта и великолепные памятники архитектуры. Летом 1930 года Павел Петрович наконец решился туда поехать.
Именно в Хиве Беньков впервые написал узбечек без паранджи и открыл новую для себя тему — образ раскрепощённой женщины Востока. Здесь он найдет один из любимейших своих сюжетов — пряха за работой. Беньков наблюдал за хивинками, занимающихся прядением у себя дома на традиционном прядильном колесе под названием чарх, требующем от пряхи ловких, умелых движений рук, сосредоточенности.
Павел Петрович рассказывал, что когда он видел в Хиве прях, вышивальщиц и ткачих, смотрел на их яркие и вместе с тем со вкусом подобранные по цвету одежды, на выходящие из-под их рук изделия, ему вспоминались виденные им в Испании «Пряхи» Веласкеса. Память об искусстве старых мастеров помогла ему достигнуть особой силы и убедительности живописного языка в полотнах, посвященных теме труда хивинских женщин.