Пермская государственная художественная галерея
Глядя на эту работу, невозможно не вспомнить картину Винсента Ван Гога 1888 года – «Спальня в Арле» из собрания Музея Орсэ. И это вовсе не случайность. В 1905 году Игорь Грабарь на короткое время отправляется в Париж. Он активно изучает творчество Ван Гога, его уникальную технику нанесения краски. Грабарь читает и письма художника к брату Тео, которые впервые были опубликованы на русском языке как раз в 1905 году. В письме к Бенуа Грабарь сообщает: «У Гогена, и особенно Ван Гога, есть прямо гениальные черты». Художник поражен своеобразной графичностью манеры Ван Гога, его мазком, похожим на черточки. И именно в это время Игорь Грабарь меняет манеру наложения собственного мазка, совершая постепенный переход от импрессионизма к технике пуантилизма. В этой работе уже видно, как художник обособляет чистые цвета. Он передает всю обстановку комнаты в переливах солнечного света. Поверхность картины становится подобной искрящейся мозаике.
«В апреле я написал этюд комнаты в деревянном доме, с игрой солнечных рефлексов на желто-розовых сосновых стенах, и занавеской, шевелящейся от весеннего ветра. Ее купил на выставке Иван Абрамович Морозов, из собрания которого она перешла в Пермский музей» – писал Игорь Грабарь.