Государственная Третьяковская галерея
«Еще одну вещь написал я с увлечением, в январские серые дни, – своего извозчика Мишутку, сидящего в синем халате в санках. И его темно-коричневую лошадь, видную со спины, с простой дугой» – пишет Игорь Грабарь.
С тех пор, как Игорь Грабарь поселился в усадьбе Дугино, Николай Мещерин выписал для него извозчика Мишутку. В шутку в семье его называли «арбузом». Потому что отец Мишутки был владельцем извозного промысла арбузов в Царицыне. Сам Мещерин держал при себе другого извозчика – Володю. В их обязанности входили поездки с художниками на этюды в соседние деревни: Чурилково, Колычево или Шестово. Но Николай Мещерин так привык к своему Володе, что уже не мог без него обходиться. Даже если этюд писался у калитки дома, Володе все равно приходилось запрягать лошадь, ставить мольберт и открывать ящик с красками. Как вспоминает Игорь Грабарь, в конце концов и извозчик Володя стал писать этюды. Правда, на вид они получались неказистыми.
В картине «Ямщик» художнику удалось передать легкое недовольство Мишутки. Ему явно было нелегко сидеть и позировать на морозе часами. Зритель может легко угадать примерный возраст Мишутки. Художник пишет его в халате с чужого плеча, который явно ему велик. В импрессионизме, сложившемся на русской почве, часто можно видеть сюжеты, которые продолжают традиции реалистической живописи художников-передвижников. С их остро критической социальной направленностью.