Семейный портрет, 1916
Давид Давидович Бурлюк
Холст, масло
59.5X68.5
Государственный музей В.В. Маяковского
Давид Бурлюк не только экспериментировал с фактурой, но также пытался соединить в одной работе принципы кубизма и реализма. В «Семейном портрете» он пишет образ своей жены Маруси с трех точек зрения: в три четверти, в профиль и прямо смотрящей в глаза зрителю. В картине присутствует также портрет отца Маруси и автопортрет самого Бурлюка. Все герои показаны сконцентрироваными, словно они смотрят в объектив фотоаппарата. Фоном здесь служат цветные геометрические плоскости, которыми художник перекрывает реалистически написанные фрагменты. Бурлюк намеренно сталкивает реальные образы с фантастическими формами. Это был своего рода живописный фотомонтаж, которым Бурлюк воспользовался задолго до того, как к нему обратились художники станковисты (Александр Дейнека и Юрий Пименов).
Обращение Бурлюка к приемам реалистической живописи шло параллельно с проектом супрематизма Казимира Малевича, который обозначал конец кубофутуристических поисков и открывал движение в сторону беспредметности. В то время как Малевич провозглашал завершение истории изобразительного искусства, Бурлюк продолжал искать новые пути развития живописи.