Портрет Ванды, 1907-1908
Александр Богомазов
Холст, масло
42X57
Частное собрание
Александр Богомазов был видным представителем и теоретиком украинского авангарда. Будучи еще студентом Киевского художественного училища, он знакомится с Александрой Экстер. Дружба с ней повлияла на творческое становление Богомазова. Они с Экстер шли схожим путем, обращая особое внимание на проблемы цвета. Первые экспонированные работы Богомазова сразу были замечены критикой. О нем писал Николай Кульбин: «Новостью являются, главным образом, произведения Богомазова. Это несомненно сделанный настоящий живописец, принявший ценности французской школы, но работающий самостоятельно».
В 1912 году художника в качестве корреспондента «Киевская мысль» отправляют в Финляндию. Здесь он пишет серию пейзажных этюдов, в которых создает обобщенно-романтизированный образ финской природы. Большинство из этих работ были опубликованы в «Киевской мысли». Через год после этой поездки Богомазов женился на молодой художнице Ванде Монастырской, руки которой он добивался пять лет.
Портрет Ванды в голубом платье у окна был написан в начале их знакомства. С тех пор любимой темой в творчестве Богомазова был образ возлюбленной. Портрет написан короткими мазками светлой краски. Ритмичность движения кисти и повторения линий придают полотну импульс движения, что в дальнейшем станет опознавательным приемом в творчестве Богомазова. Своей жене и вдохновительнице Ванде Богомазов посвятил теоретический трактат: «Живопись и элементы». В предисловии к этому теоретическому труду художник писал: «Я полон сомнений. На своем пути развития я отбрасывал старые идеи, чтобы разработать новые. Медленно, но осознанно и решительно, я разрушал мое прежнее понимание искусства и строил на его руинах новое. Эта сложная и будоражащая внутренняя работа ведется во мне беспрестанно и, возможно, не прекратится, покуда я жив».