Танцовщица с тамбурином. Эскиз театрального костюма, 1920
Павел Фёдорович Челищев
Бумага, гуашь
20X30
Существует легенда о том, что, когда Константину Коровину показали юношеские работы Павла Челищева, Константин Алексеевич ответил: «Мне нечему его учить, он уже художник». Челищев с ранних лет увлекался искусством, брал частные уроки. Учеба в мастерской Александры Экстер в Киеве оказала значительное влияние на художника в его ранний период, отмеченный экспериментами с кубизмом. Эскиз сценического костюма из коллекции Владимира Спивакова демонстрирует кубофутуристическую трактовку форм и энергичное движение линий.
Работа была написана в 1920 году в Константинополе, где художник сотрудничал с балетными труппами Виктора Зимина и Бориса Князева. К сожалению, для какой постановки Челищев исполнил эту яркую и динамичная фигура танцовщицы с тамбурином, неизвестно.
Владимир Спиваков впервые увидел работу в «Русской чайной» — ресторане русской кухни на Манхэттене, неподалеку от Карнеги-холла. «В этом концертном зале со мной приключился инцидент, — вспоминает музыкант. — 7 ноября 1977 года во время исполнения «Чаконы» Баха в меня метнули самовзрывающуюся трехкилограммовую банку с краской, прямо в солнечное сплетение. Некоторые так своеобразно боролись за свободу выезда из СССР… После моего концерта мы пошли в «Русскую чайную» и там на стене висели эти работы Павла Челищева. Впоследствии я их увидел уже у Анатолия Беккермана в «ABA Gallery»: у меня отличная память на картинки. И Анатолий Беккерман, человек, знаниям и вкусу которого я доверяю, мне их подарил».