Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
В декабре наступила «распутица, после которой сразу схватил мороз. Началась чудовищная гололедица» – вспоминал художник Игорь Грабарь. «Поднимаясь к вечеру из деревни в гору… я был поражен необычайным эффектом малиновых облаков по зеленому закатному небу. Вся эта малиново-зеленая гамма опрокинулась в обледенелой дороге, разлившись по ее изломанной многогранной поверхности сложнейшей красочной симфонией». Как раз в это мгновение художник заметил, как мимо него проходила высокая старуха в тулупе. Она несла коромысло с ведрами. Ее темный силуэт на ярко-красочном фоне так поразил Игоря Грабаря, что он попросил ее остановиться. До наступления ночи оставалось совсем мало времени, поэтому мастеру приходилось работать быстро. Чуть больше чем за полчаса он смог написать этюд.
Созданный им образ русской женщины, тяжело идущей по обледенелой дороге, имел и символический характер. Ее грузная походка, то, как она, согнувшись, держит коромысло - говорит о трудной жизни крестьянки. Образ воспринимается особенно остро на контрасте с природой. Грабарь начал писать картину в 1905 году и закончил только в 1908. За это время в Москве случилось восстание на Пресне. Художник вспоминал: «<…> со стороны угасающей зари, то есть из Москвы, …доносились глухие раскаты канонады, которой я не мог объяснить». Вот и в колорите, и в сюжете картины отразилось то самое «предчувствие совершающихся больших событий».