Николай Мещерин
28.02.1864 - 22.10.1916
Сын купца первой гильдии, основателя одного из крупнейших московских производств – Даниловской текстильной мануфактуры, Николай Мещерин должен был стать наследником большого предприятия, но у него не было склонности к управлению сложным промышленным механизмом. После смерти отца Николай Мещерин предпочел удалиться от городской суеты в свою загородную усадьбу Дугино. Окрестные пейзажи буквально заворожили его. Поместье стало для него не только местом уединения, но и мастерской под открытым небом, где все свое время он мог посвятить искусству живописи.
Первым наставником в этом деле стал для него Василий Переплетчиков, его бывший однокашник по Практической академии коммерческих наук, который к тому времени уже успел пройти курс вольнослушателя в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Но советов друга было недостаточно, и Николай Мещерин обратился к помощи художника Мануила Аладжалова. Однако первые систематические занятия прошли уже под руководством живописца Алексея Корина. Примерно в это же время Николай Мещерин познакомился с Исааком Левитаном, у которого жаждал брать уроки. Но Левитан посоветовал ему заниматься самостоятельно, увидев в нем уже сформировавшегося мастера со своим индивидуальным подчерком. Так прошел первый период становления Николая Мещерина как живописца.
Второй этап начинается со знакомства с художником Игорем Грабарем. Когда они впервые встретились, Мещерин уже активно участвовал в выставочной деятельности. В своих воспоминаниях Грабарь пишет: «К моменту моего приезда в Дугино он был, во всяком случае, уже давно не дилетантом, а видным художником, не менее самостоятельным, чем даже Переплетчиков». Игорь Грабарь оказал значительное влияние на изменение художественной системы Николая Мещерина. Благодаря Грабарю Мещерин воспринял достижения новой французской живописи. Импрессионизм и дивизионизм оказались созвучны мироощущению Николая Мещерина, дали ему необходимую свободу. Быстрая манера письма, богатство палитры в полной мере позволяли передавать на холсте все многообразие явлений природы, ее переходные состояния, которые стремился уловить художник. Будь то восходы и закаты, ночные сцены, сложные оттенки лунного освещения. Импрессионистический период в творчестве Николая Мещерина стал наиболее плодотворным.
Николай Мещерин на протяжении всей своей творческой деятельности оставался верен природе. Пейзаж – тот жанр, который Мещерин ценил превыше остальных. Для Николая Мещерина природа была одновременно главным источником вдохновения, учителем, предметом для непрестанного внимательного изучения.